Пирамида Лувра

Удивительно длинная история Лувра берет свое начало в XII веке, и лишь в конце ХХ века в центре внутреннего двора Наполеона появилось новое, контрастирующее со всем своим окружением сооружение – стеклянная пирамида Лувра. Открытие пирамиды в 1989 году повергло многих в шок и недоумение, вызвало протест негодования и лишь немногих привело в полный восторг. Тем не менее, сегодня это третья по популярности, полноценная достопримечательность Лувра. А после выхода произведения Дэна Брауна «Код да Винчи» интерес к пирамиде значительно возрос. Многие наверняка помнят, что автор трактует пирамиду как надгробие священного Грааля.

Строительство пирамиды стало частью концепции модернизации музея под названием «Большой Лувр», которую выдвинул французский президент Франсуа Миттеран в 1981 году. Тогда возникла острая необходимость в расширении площади музейных экспозиций путем их дополнительного размещения в крыле Ришелье, где ранее располагалось Министерство финансов. Основным же назначением пирамиды было увеличение пропускной способности музея, так как его посещаемость значительно росла с каждым годом и создавала столпотворение у входа. С момента открытия пирамиды посещаемость музея возросла с 3 до 8 миллионов в 2008 году.

Разработкой проекта пирамиды занялся архитектор Ионг Минг Пэй. Согласно его плану, возведение пирамиды на территории просторного двора Наполеона должно было предоставить возможность использования обширной подземной площади, находящейся под двором, для приема основного потока посетителей, размещения билетных касс, служебных помещений и выходов в три различных крыла, что позволило бы значительно разгрузить внутреннее пространство самого музея.

Пирамида Лувра, возвышающаяся на 22 метра, собрана из 673 стеклянных ромбовидных и треугольных пластин. Благодаря этим прозрачным сегментам помещение подземного вестибюля имеет оптимальное естественное освещение. Длина каждой из сторон основания пирамиды Лувра составляет 35 метров. Конструкция находится в окружении трех маленьких иллюминационных пирамид и семи бассейнов с фонтанами. Проект их галогенного освещения был разработан световым дизайнером Клодом Энглом.

Ожесточенные споры относительно оригинального архитектурного оформления пирамиды отложили ее строительство на два года. Пирамиду из стекла и стали называли чужеродной конструкцией, никак не вписывающейся в изысканную архитектуру вокруг нее. В то же время, сторонники проекта Пэйя поддерживали его склонность к разнообразию и утверждали в один голос, что пирамида никоим образом не подавляет здание Лувра, не соперничает с ним, а ее прозрачное, ненавязчивое стекло весьма уважительно относится к роскошному историческому ансамблю из камня.